Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов. Это сложное коммуникативное умение, иногда вызывающее недоумение. Для многих слушание – это пассивное восприятие информации от окружающих людей.
Беседуя с кем-либо, часто мысленно мы не вовлечены в процесс полностью. Наш мозг занят отвлеченными процессами: сильными эмоциональными переживаниями; размышлениями о личных проблемах. Это привычные сценарии коммуникации, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Так выражается пассивный подход к контакту с людьми, становясь причиной многих сложностей. Особенно если это касается детей. Активное слушание представляет собой полную противоположность привычной манеры общения. Это процесс именно осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и конечно же чувствам собеседника. Во время активного слушания вы полностью погружаетесь в беседу, что дает возможность лучше понять собеседника. Мы должны быть поглощены моментом здесь и сейчас, и направлять беседу в необходимое русло, для того чтобы получить массу полезной информации. Ели это касается детей то безошибочно понять, что хочет ваш ребенок, что его беспокоит. Ведь из-за невнимательности во время разговора с детьми часто происходят недоразумения. Родители, не дослышав своего ребенка начинают сразу делать выводы или же вовсе не хотят продолжать беседу, а итогом станет не желание со стороны ребенка что-либо рассказывать свои родителям.
Основные принципы, сопутствующие развитию технике активного слушания это – принятие собеседника таким, какой он есть. Представляет собой тщательный контроль эмоций и субъективных оценок, которые могут сильно помешать понять услышанное. Зрительный контакт на уровне глаз. Заключается в удержании от соблазна перевести взгляд на посторонние предметы. Лучше смотреть в глаза. Задавание вопросов. Представляет собой уместное уточнение смыслов, служащее подтверждением искреннего интереса к разговора.
Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Уместно выделить еще три техники, которые также обязательно знать. Они помогают быстро понять процесс.
Эхо– заключается в повторении последних слов собеседника, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности. Интерпретация– подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что ты своими действиями хотел…». Это позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали. Перефразирование– представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, ты имел в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы. Таким образом, активное слушание – технология, практически всегда включающая два компонента: уточнение истинных смыслов беседы; проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.
Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым, не устану повторять особенно это в отношении детей. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни не только с детьми, но и с друзьями, с партнерами и коллегами.
Во время активного слушания не забываем говорить об эмоциях
Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно тебе об этом говорить…». Это помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.
И все – таки чем же полезно активное слушание именно в отношении детей. Самое главное исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Также учиться сам активно слышать родителей, одноклассников, друзей.
Не забывайте, что речь –это главный способ общения между людьми, который часто реализовывается пренебрежительно. Во время беседы слушатели отвлекаются от сути разговора, не воспринимают подаваемую информацию или неправильно ее интерпретируют. Затем это негативно сказывается на взаимоотношениях. Техника активного слушания помогает устранить эти трудности, чтобы взаимодействие с людьми приносило удовлетворение и открывало новые перспективы для развития.