Уже не младенец, но еще малыш

Об особенностях психики и поведения маленьких детей на следующем этапе роста и развития рассказывают заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко.

Первый день рождения — знаменательная дата. 1 год знаменует собой начало нового периода в развитии ребенка — раннего возраста, который длится до 3 лет. К 1 году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений:

  • малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми;
  • у него формируются первые привязанности;
  • с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними;
  • переживает свое собственное «Я», отдельное от «Я» других людей;
  • начинает понимать речь и делает первые попытки говорить;
  • становится более самостоятельным.

Ранний возраст — это период и это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития — в младенчестве.

Если внимательно посмотреть за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения.

Машинку малыш покатает или погрузит в нее кубики и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ним так, как этот предмет требует или как показала мама.

Мишку ребенок посадит вместе с собой за стол, пытаясь накормить его настоящей кашей или овощным пюре. А потом будет укладывать игрушку спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением помоет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем.

В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет-заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.

Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть, косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно так же к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя в игре будет брать.

Кроме игры, важный фактор развития ребенка второго–третьего года жизни — его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. У него появляются новые навыки:

  • умение ориентироваться в двух величинах предметов и различать большие и маленькие игрушки и предметы;
  • умение различать объемные геометрические фигуры;
  • знакомство с цветом — с подбором предметов, одинаковых по цвету, с последующим называнием цветов.

В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем свои каракули.

Что способствует процессу развития ребенка?

Обогащение опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы, занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка, чем интереснее будет поездка ребенка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности.

Впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему.

Один из способов переработки впечатлений — короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием в семейном альбоме.

Другим способом может стать рисунок или аппликация.

Расширение и углубление познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности.

Для этого необходимо дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.

Немаловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов

Следует каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его.

Задача взрослого — вовремя предложить малышу для игры нового персонажа, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email