Разговор о религии

О формировании религиозного мировоззрения ребенка

Дети в определенном возрасте активно вовлекаются в познание окружающего мира. Они много расспрашивают, и, как правило, основным адресатом вопросов являются окружающие их люди, с которыми установлены доверительные отношения. Игнорирование вопросов может травмировать ребенка, кроме того, он перестанет вас воспринимать как авторитетного взрослого, который обладает знаниями и может разделить их с ребенком. Но существуют и достаточно деликатные темы, о которых даже взрослые люди боятся говорить, испытывают по этому поводу растерянность и нерешительность, сомневаются в правильности своих взглядов. Возможно, проблему может усугублять недостаток знаний в определенный области.

В любом случае, чтобы эффективно помогать ребенку постигать окружающий мир, являться или быть для него, на языке психологии, зоной ближайшего развития, необходимо расширять свою собственную эрудированность, глубоко изучать проблемы и уметь сформировать объективное представление по существу задаваемых вопросов. Одной из таких деликатных тем, требующих особого участия родителя, является вопрос религии, формирования религиозного мировоззрения ребенка. Дмитрий Деулин, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказывает о важных моментах в разговоре с ребенком о религии.

Объективно и ненавязчиво!

Чтобы быть объективным, родителю необходимо отказаться от каких-то стереотипов и предубеждений, постараться без всякой предвзятости говорить на эту тему.

Вместе с тем нужно понимать, что сознание ребенка не в полной мере готово к принятию и осмыслению некоторых сложных терминологических конструкций, поскольку их содержание в силу психических особенностей ребенка недоступно для его понимания. Современные дети, особенно те, кто пользуются средствами цифровой среды, могут уже понимать некоторые вещи, иметь уже какой-то предустановленный взгляд под влиянием чатов, форумов и т. п. Например, понимать, что герои сказок и былин являются вымышленными персонажами или что Дедушка Мороз  это просто переодетый нанятый актер или родственник. Взрослея, ребенок преодолевает свое мифическое сознание. Он может, например, решительно заявить, что не существует никаких «барабашек», которыми его пугали в раннем детстве.

Необходимо учитывать склонность детей к постепенной демифологизации сознания, раскрытию вымысла в рассказах родителей, обмана. Поэтому в вопросах религиозного просвещения можно опираться на современную детскую литературу, которая учитывает возраст и особенности психического развития ребенка. И здесь важно изучать этот вопрос последовательно, системно, рассказывать историю развития религии в рамках шкалы исторического времени: от мифологии до современной науки. Встраивать религию в современный исторический контекст. В конце концов, религия представляет часть традиционных ценностей человека.

В то же время необходимо помнить, что, согласно Конституции, мы живем в светском государстве, в многоконфессиональном мире, где проповедуются разные религии.

Нельзя навязывать ребенку какую-то «единственно верную» позицию.

Нельзя требовать от ребенка вступления в какую-либо религию, этот выбор должен осуществляться ненасильственным методом.

И безусловно, в целях формирования сдержанного, уважительного отношения к представителям разных конфессий, убеждений, взглядов, в том числе атеистических, необходимо ребенка познакомить с многообразием подходов к этой проблеме, но уже в более позднем возрасте.

Ребенок может интересоваться, например, наличием религиозной атрибутики, в том числе и предметов гардероба, кулонов, амулетов и других религиозных аксессуаров. И здесь возникает сензитивный период, когда ребенок осмысленно фокусирует внимание на этих различиях. Стоит предложить ему обсудить именно принцип плюрализма в подходе к религиозной тематике.

В то же время назидательность, излишняя фразеология из области вероучений может напугать и запутать ребенка. Необходимо использовать слова, которыми оперирует сам ребенок, которые ему понятны, не усложнять и без того сложный диалог.

Разговор без внушений

Разговор о религии — это, прежде всего, такая предстартовая беседа, которая закладывает морально-нравственные и духовные ценности, знакомит с историей этого вопроса, с историей развития своего народа, государства. И здесь важна ориентация именно на этот аспект. Нужно понимать, что, как правило, по законам социального развития, религиозность воспитывается в большей степени в семьях, где вера в Бога является основой мировоззрения.

Ребенок, как правило, впитывает те знания, которые передают ему люди из его ближайшего окружения.

По мнению психологов, в условиях существования множества точек зрения, противоречий и разногласий по этой проблеме недопустимо навязывать ребенку лишь один подход. Правы те специалисты, которые указывают на ошибочность внушения ребенку подлинной религиозности, полного соблюдения требований, этикета, ритуалов и т. д. Ребенка нельзя убеждать в существовании Бога или, наоборот, в его отсутствии.

В вопросах религии важно соблюдать изящество речи, гибкий подход, избегать крайних взглядов на мир, а наоборот, необходимо понуждать ребенка к самостоятельному обдумыванию возникающих в его сознании вопросов, поиску ответов.

Ведем разговор в соответствии с возрастом

На протяжении своей жизни человек может неоднократно менять свои религиозные убеждения. Обязанность родителя — предоставить полную навигацию по этому вопросу, в то же время используя доступную для ребенка систему знаков.

На этапе дошкольного развития важно прививать и закреплять нравственную основу ребенка, которая будет обрамлять репертуар его поведения. Погружать ребенка в религию можно, например, через знакомство с мифологией.

У ребенка младшего школьного возраста такой подход может вызвать живой интерес к предмету исследования. Важно ребенку транслировать сведения не прямолинейно, а через систему наглядных образом, иносказательно, с метафорами и даже с использованием эзопова языка. Важна смысловая ретушь, недосказанность, и здесь как раз нельзя «закрывать гештальт». Таким образом, у ребенка остается возможность возникновения оригинальной мысли, своего особого представления о проблемной области.

Не нарушаем права ребенка

Часто родители задают вопрос, какой возраст приемлем для отправления некоторых религиозных обрядов, особенно в школьном возрасте, когда отсутствует воля ребенка и возникают сложности с оформлением своего мнения, и этот факт вынуждает опираться на напутствие родителей или их законных представителей. Родителей беспокоит вопрос нарушения прав детей в рамках императива свободы совести. Но здесь, безусловно, ребенок в какой-то мере включен в область интересов родителей, их представлений о добре и зле.

Развитие осуществляется фактически в фарватере ценностной парадигмы родителей, которые передают ребенку свои представления, формируют его в согласии со своими убеждениями, если они проверены временем. В последующем личностные конструкты, сформированные таким образом, могут разрушаться, переосмысляться и возникать совершенно другие. Это абсолютно нормальный процесс.

Однако следует предостеречь родителей от слишком агрессивного наставления ребенка, запугивания в случае невыполнения всех требований. Это может сыграть плохую роль в деле формирования системы мировоззрения, может произойти надлом, и ребенка постигнет разочарование.

Нужен гибкий, созидательный, деятельностный подход, который будет позволять в игровой, понятной ребенку форме усвоить религиозную матрицу взглядов. Принуждать нельзя, но важно убеждать. И лучше всего — личным примером.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email