Для чего она нужна и как ее обеспечить
Ощущение безопасности и защищенности — одна из базовых потребностей человека.
Немного теории
Психологическая безопасность — это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности развития в условиях взаимодействия с миром.
Жизнеспособность личности связана с проблемой психологической безопасности и проявляется в способности сохранять устойчивость в среде с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям.
Психологическая устойчивость представляет собой сложное качество личности, в котором объединены уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость.
Психологическое благополучие напрямую влияет на жизнестойкость, от которой зависит реакция человека (и взрослого, и ребенка) на различные жизненные обстоятельства.
Что помогает в сложной ситуации
Жизнестойкость — это основание психологической безопасности личности в кризисных ситуациях. Она ответственна за успешность преодоления жизненных трудностей и включает в себя вовлеченность в процесс жизни, уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать.
За формирование жизнестойкости у ребенка несут ответственность родители. Дети перенимают манеру поведения взрослых, впитывают внутрисемейную атмосферу, следуют примеру мам и пап. Поэтому очень многое в поведении и состоянии ребенка зависит от стиля воспитания, настроя родителей, заложенных и усвоенных способов взаимодействия с миром. С учетом всего перечисленного ребенок выбирает определенную стратегию поведения в кризисной ситуации — адаптивную или неадаптивную.
Стратегии поведения
Адаптивные
- Поведение человека адекватно кризисной ситуации и его личности.
- Сопровождается долговременным позитивным эффектом.
- Стратегия нацелена на поиск решения проблемы, направлена как на внутренний ответ, так и на внешние проблемы.
- Действия предпринимаются своевременно и в целом направлены на взаимодействие с людьми.
- Стратегия оказывает благоприятное влияние на здоровье — психическое и физическое.
- Поведение в данном случае повышает устойчивость человека к стрессу.
Адаптивные стратегии выхода из кризиса способствуют купированию симптома нездорового реагирования на ту или иную ситуацию путем решения проблем по мере поступления, позволяют научиться адекватно реагировать на подобное в будущем.
Неадаптивные
- Поведение не адекватно кризисной ситуации и личности человека.
- Успокаивающий эффект непродолжителен, отдаленные последствия всегда отрицательны.
- Стратегия ориентирована на саму реакцию человека, направлена на коррекцию эмоционального состояния в данное время, а не на внешние обстоятельства.
- Поведение носит деструктивный и манипулятивный характер.
- Стратегия поведения оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние, а также в целом на благополучие человека.
- Поведение снижает устойчивость к стрессу.
Выбор стратегии поведения зависит от психологического здоровья личности, которое складывается из двух факторов: психологической безопасности и благополучия личности.
Памятка для родителей
В кризисной ситуации у детей могут наблюдаться различные реакции.
Физические
Возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний.
Поведенческие
Изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется). Снижение академической успеваемости.
Когнитивные и личностные
Изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей — физиологических (вода, питание) — в безопасности, защите, удар по чувствам доверия, открытости, безопасности, сужение перспективы будущего, ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым. Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло.
Действия взрослых
- Одна из самых важных задач — справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева.
- Вторая задача — поддержка, восстановление чувства безопасности и доверия. Нужно помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания.
- Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
- Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас ребенок чувствует совсем другое.
- Дать ребенку понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям.
- Создать атмосферу безопасности и доверия (обнимайте ребенка чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх, помогайте реализовать планы).
- Помочь ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).
- При необходимости обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу).
ФГБУ “Центр защиты прав и интересов детей”