Психологическая безопасность детей

Для чего она нужна и как ее обеспечить

Ощущение безопасности и защищенности — одна из базовых потребностей человека.

Немного теории

Психологическая безопасность — это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности развития в условиях взаимодействия с миром.

Жизнеспособность личности связана с проблемой психологической безопасности и проявляется в способности сохранять устойчивость в среде с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное качество личности, в котором объединены уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость.

Психологическое благополучие напрямую влияет на жизнестойкость, от которой зависит реакция человека (и взрослого, и ребенка) на различные жизненные обстоятельства.

Что помогает в сложной ситуации

Жизнестойкость — это основание психологической безопасности личности в кризисных ситуациях. Она ответственна за успешность преодоления жизненных трудностей и включает в себя вовлеченность в процесс жизни, уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать.

За формирование жизнестойкости у ребенка несут ответственность родители. Дети перенимают манеру поведения взрослых, впитывают внутрисемейную атмосферу, следуют примеру мам и пап. Поэтому очень многое в поведении и состоянии ребенка зависит от стиля воспитания, настроя родителей, заложенных и усвоенных способов взаимодействия с миром. С учетом всего перечисленного ребенок выбирает определенную стратегию поведения в кризисной ситуации — адаптивную или неадаптивную.

Стратегии поведения

Адаптивные
  • Поведение человека адекватно кризисной ситуации и его личности.
  • Сопровождается долговременным позитивным эффектом.
  • Стратегия нацелена на поиск решения проблемы, направлена как на внутренний ответ, так и на внешние проблемы.
  • Действия предпринимаются своевременно и в целом направлены на взаимодействие с людьми.
  • Стратегия оказывает благоприятное влияние на здоровье — психическое и физическое.
  • Поведение в данном случае повышает устойчивость человека к стрессу.

Адаптивные стратегии выхода из кризиса способствуют купированию симптома нездорового реагирования на ту или иную ситуацию путем решения проблем по мере поступления, позволяют научиться адекватно реагировать на подобное в будущем.

Неадаптивные
  • Поведение не адекватно кризисной ситуации и личности человека.
  • Успокаивающий эффект непродолжителен, отдаленные последствия всегда отрицательны.
  • Стратегия ориентирована на саму реакцию человека, направлена на коррекцию эмоционального состояния в данное время, а не на внешние обстоятельства.
  • Поведение носит деструктивный и манипулятивный характер.
  • Стратегия поведения оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние, а также в целом на благополучие человека.
  • Поведение снижает устойчивость к стрессу.

Выбор стратегии поведения зависит от психологического здоровья личности, которое складывается из двух факторов: психологической безопасности и благополучия личности.

Памятка для родителей

В кризисной ситуации у детей могут наблюдаться различные реакции.

Физические

Возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний.

Поведенческие

Изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

Трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется). Снижение академической успеваемости.

Когнитивные и личностные

Изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей — физиологических (вода, питание) — в безопасности, защите, удар по чувствам доверия, открытости, безопасности, сужение перспективы будущего, ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым. Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло.

Действия взрослых
  1. Одна из самых важных задач — справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева.
  2. Вторая задача — поддержка, восстановление чувства безопасности и доверия. Нужно помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания.
  3. Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
  4. Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас ребенок чувствует совсем другое.
  5. Дать ребенку понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям.
  6. Создать атмосферу безопасности и доверия (обнимайте ребенка чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх, помогайте реализовать планы).
  7. Помочь ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).
  8. При необходимости обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу).

ФГБУ “Центр защиты прав и интересов детей”

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email