Возвращаясь к теме домашних заданий, расскажу сегодня о важных правилах совместного выполнения дз с ребенком, которые стоит знать каждому родителю:
1. Помогая ребёнку, выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
Ответственность за их выполнение в любом случае всегда остается на ученике, а не на родителях.
2. Пусть ребёнок выполняет только то, что задано в школе.
Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его “рабочий день” продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности!
3. Поддержите его своей похвалой и одобрением.
Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Помните, человеку нравится то, что у него получается. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.
4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время вашей совместной работы.
Выполнение уроков в течение двух и более часов очень истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.
5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.
Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние.
6. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель – упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.
Например, если ребенок при сложении 27 и 15 получает 32, вы его спрашиваете: “А сколько будет 17 и 15?”. Получив ответ в новой задаче – 32, ребенок натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ один! Так он приводит его к обнаружению ошибки.
7.Когда помогаете ребёнку с выполнением домашнего задания, придерживайтесь удобного для него темпа.
Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: “Внимательнее”, “Не отвлекайся!” тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-10 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.
8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.
Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро.
Постоянное торпедирование командами-приказами: “Сиди прямо”, “Не дергайся!”, “Не кусай губы!”, “Пиши ровно” – приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться.