Умение одеваться без помощи посторонних является необходимым навыком самостоятельности. Исторически и эволюционно сложилось так, что в нашем обществе принято носить одежду. Мало того, что мы не можем выйти за пределы дома без одежды, не нарушив общественный порядок, мы также носим ее и внутри дома, как само собой разумеющееся. Человек, не носящий одежду, выглядит, мягко говоря, странно и провокационно, вызывает страх, беспокойство и неприязнь со стороны других членов общества.
Дети с РАС – это люди для которых социальное порицание – часто пустой звук. Нормы морали – абстрактные понятия, которые им трудно объяснить.
Испытывают ли дети с РАС стыд? Далеко не всегда.
Ожидать от детей сознательного понимания подобных вещей абсолютно бессмысленно. Но обучать ребенка навыку одевания сызмальства, и довести его до автоматизма путем многолетней каждодневной практики, вполне себе можно, и нужно.
Когда вы закрепите у ребенка стойкую привычку одеваться на ежедневной основе, он будет пользоваться ею всю жизнь. Одевание превратиться для него в естественный процесс.
Данный навык является комплексным и вариативным, имеет много сложных элементов в виде изнанки и лицевой стороны, принтов на кофтах, которые нужно надеть так, чтобы они были спереди, шнурков, молний, пряжек, застежек, ленточек, бантиков, кнопок, липучек, пуговиц… Всего и не перечислить!
Когда мы планируем обучать ребенка многокомпонентному навыку, состоящему из нескольких последовательных этапов выполнения, мы всегда должны отталкиваться от простого к сложному, не перегружая ребенка большим количеством действий. То есть, если мы учим ребенка надевать джемпер, и схожего навыка в его репертуаре нет (то есть он не умеет надевать майку, футболку, кардиган, куртку), мы выбираем самый простой вариант джемпера, легкий в одевании, не перегруженный деталями фурнитуры, которую нужно застегнуть, привязать и так далее.
Когда мы научили ребенка надевать базовые предметы одежды, нам открывается поле для шейпинга, мы можем совершенствовать и усложнять данное поведение. Например, научить ребенка различать переднюю и заднюю часть кофты и брюк. Или научить опрятности, умению поправлять на себе одежду.
Когда ребенок умеет надевать предложенный вами предмет гардероба, стоит начать учить его одеваться полностью: последовательно надевать весь перечень необходимой одежды. При обучении можно воспользоваться позиционной подсказкой, разложив вещи в порядке их одевания. Можно выложить их дорожкой на полу, можно повесить вещи на спинку стула, расположив их одну на другой в правильной последовательности.
Не стоит забывать, что главной целью при обучении одеваться является самостоятельное выполнение действий. Чтобы этого добиться, необходимо использовать безошибочное обучение и не допустить, чтобы ребенок путался в совершении действий. Наилучшим образом здесь подойдет физическая подсказка. Вы помогаете ребенку выполнять процесс находясь за его спиной, создавая ощущение, что он одевается самостоятельно. Главное, не комментировать процесс одевания, чтобы ребенок не ориентировался на ваши речевые инструкции.
Здесь, как и при обучении другим навыкам самообслуживания, требуется терпение родителей. Важно подавлять в себе желание, выполнить весь процесс за ребенка, побыстрей его одеть и пойти, например, гулять. То, на что вначале будет тратиться час времени, через месяц последовательной работы превратиться в пять минут. И терпение, самоотдача и спокойствие родителей будут непременно вознаграждены!
Источник: Школа Юлии Эрц (vk.com/aba_therapy)