Мультфильмы: смотреть нельзя запретить

Практически с рождения у каждого ребенка есть собственный гаджет или доступ к нему, чтобы смотреть мультики в неограниченном количестве и едва ли не круглосуточно.

Конечно, очень удобно иногда иметь возможность припарковать ребенка на час-другой, чтобы заняться своими делами или выпить чашечку кофе. Но стоит правильно оценивать риски и выгоды, поэтому предлагаем вам прочесть чтобы самим оценить пользу и вред от просмотра мультфильмов.

Чему могут научить мультфильмы:

Развлечение. Дети находят мультфильмы забавными и часто смеются над ситуациями и героями. Смех связан с химическими изменениями в организме, которые потенциально снижают стресс и повышают переносимость боли.

Обучение. С помощью мультиков дети могут выучить формы, числа и цвета, узнать больше об истории и искусстве, познакомиться с иностранным языком и научиться отличать добро от зла.

Помогают в когнитивном развитии. Развивают логику и способность рассуждать, визуальное и слуховое восприятие, а также внимательность ребенка.

Помогают в развитии языка. Герои мультфильмов много разговаривают, и даже если они общаются на иностранном языке, ребенок запоминает фразы и пополняет словарный запас (другое дело, что ребенок не всегда понимает смысла запоминаемых слов).

Также влияние мультфильмов может быть и негативным.

Поощрение насилия. Герои мультиков остаются невредимыми после падений, ударов и катастроф. Некоторые ученые считают, что это может сформировать у детей неправильную картину мира: они будут думать, что в жизни тоже никто не ощущает боли, а значит, друзей и близких можно бить, как Джерри бьет Тома.

Поощряют непослушание и отсутствие эмпатии. Персонажи могут быть вредными и непослушными, но в то же время остаются положительными героями, например, как девочка из мультфильма «Маша и медведь». Дети могут подражать героям, чтобы быть похожими на них.

НЕОБХОДИМО ОГРАНИЧИВАТЬ ВРЕМЯ ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения такие:

Детей до года не ограничивать в движении дольше часа подряд, например в кроватке или автокресле, если они не спят. И даже этот час детям не рекомендуется проводить перед экраном — лучше общаться со взрослыми.

Детей от года до четырех лет также не рекомендуется ограничивать в движении дольше часа подряд. Сидеть перед экраном в этом возрасте можно не больше часа в день — чем меньше, тем лучше. А в периоды, когда ребенок ограничен в движении, ему стоит общаться со взрослыми, слушать сказки и истории.

Для детей старшего возраста четких ограничений у ВОЗ нет. Но важно, чтобы виды деятельности школьников сменяли друг друга: после часа математики лучше выйти на десять минут во двор, чем сразу браться за литературу. А после учебного дня — не сразу смотреть фильм, а отдохнуть или сделать дела по дому.

МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ И ПСИХОЛОГОВ

Людмила Петрановская – психолог и автор книг, придерживается мнения, что телефоны и прочие гаджеты не стоит демонизировать.Это такие же увлечения ребенка, как игры во дворе или книги: несколько поколений назад родители ограничивали детей в чтении и забирали фонарик, чтобы ребенок не читал ночью под одеялом, а сегодня забирают телефон. По ее мнению, нет разницы, сколько времени ребенок проведет в телефоне. Вопрос в том, что для родителей гаджет становится единственным рычагом управления, с помощью которого можно заставить ребенка делать уроки или домашние дела.

Физиологи придерживаются мнения, что просмотр видео, неважно развивающего или нет, «замораживает» ребенка. За временное спокойствие дальше придется расплачиваться эмоциональным «взрывом»: раздражение, плач, истерика, т.к. ребенок не справляется с накопившейся энергией и перевозбуждением нервной системы. Зная это и учитывая особенности ребенка, старайтесь вовремя сменять вид деятельности ребенка.

КАК СМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Врачи Стэнфордской педиатрической клиники собрали рекомендации по просмотру мультфильмов:

выбирать, что будет смотреть ребенок. Если ребенок хочет выбрать мультик сам, предлагать ему выбор из двух проверенных программ;

ограничивать экранное время одним-двумя часами в день для детей старше двух лет, а до этого возраста стараться избегать гаджетов;

вместо мультиков смотреть образовательные программы, например, те, что показывают на Дискавери;

выключать телевизор или ноутбук, если кажется, что видео на экране не подходит ребенку;

не думать, что все мультфильмы добрые и полезные;

подавать ребенку пример и ограничивать свое время перед экраном;

поощрять игры и спортивные увлечения ребенка. Планировать для него другие развлекательные занятия, чтобы у мультиков была альтернатива;

не выдавать дополнительное экранное время в качестве награды. Лучше поощрять хорошее поведение поездкой в парк или к друзьям;

не совмещать просмотр мультиков с едой.

Также рекомендуется родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, объяснять им непонятные моменты и обсуждать поведение и мотивацию героев, обсуждать разницу между реальностью и выдуманным миром. Такой подход может снизить негативное влияние мультфильмов на детей.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email