Кризис 7 лет: как его пережить и что нового откроется в ребёнке?
В возрасте 7 лет у детей происходят значительные изменения в социальной жизни, так как большая часть детей именно в этом возрасте идёт в школу. Ещё вчера ребёнок играл в детском саду, а сегодня у него уже появилось множество новых обязанностей.
Кризис 7 лет – это кризис в развитии ребёнка, возникающий в момент перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Ребёнок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и социальный статус, остро встаёт вопрос адаптации к новым условиям. К ребёнку начинают предъявляться особые требования, он сталкивается с оценкой себя другими.
Причины возникновения кризиса 7 лет
В школе ребёнок впервые сталкивается с серьёзными ограничениями в плане дисциплины. Правила, школьный дресс-код, уроки по 45 минут и невозможность выплеснуть физическую энергию, когда пожелаешь. Это кардинально переворачивает мир ребёнка, в котором ранее не было места для такой длительной концентрации на порой скучных для него задачах.В младшем школьном возрасте к ребёнку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам.
Такие мысли, как «кто я такой?», «что мне нравится?», «что я сейчас хочу?» теперь всё чаще появляются в голове у школьника. Понимание сопровождается не только позитивными эмоциями, но и временными разочарованиями и неудовлетворением тех потребностей, которые раньше были удовлетворены родителями. Зачастую, именно в этом возрасте ребёнок начинает больше времени проводить со сверстниками. В новой среде ребёнок знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и гораздо ближе, и плотнее сталкивается с такими чувствами и явлениями, как дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость и т.д. Из-за комбинации этих факторов у ребёнка могут происходить истерики и срывы.
В целом, кризис семи лет характеризуется периодом постоянных противоречий, желанием стать взрослым и принимать взрослые решения. При этом невозможностью осуществления своих желаний в силу столь малого возраста и опыта.
Этот период сложен не только для детей, но и для родителей.
Ведь им очень важно осознать, что ребёнок уже не малыш, поэтому старые методы воспитания не работают. Ребёнок начинает требовать к себе все большего отношения как ко взрослому, родителям необходимо учиться соблюдать его границы и выстраивать новые формы взаимоотношений, без излишней гиперопеки. Например, давайте своему ребёнку больше полномочий, но не забывать о том, что он всё еще ребёнок. Настоящее родительское искусство соблюсти эту тонкую грань, не впадая в крайности.
Как же помочь ребёнку преодолеть этот сложный этап?
Не перегружайте его кружками и секциями. Пусть выберет что-то одно и вкладывает время в учёбу и дополнительные занятия равномерно.
Старайтесь соблюдать режим дня, чтобы его нервная система не перегружалась.
Не давите на ребёнка. Со временем всё «устаканится», главное спокойно относиться к его «непростому» периоду.
Не игнорируйте его проблемы в школе.
Внимательные и доверительные отношения с ребёнком позволят заметить, если в школе идёт что-то не так.
Доверительные отношения — какие они?
Никогда не унижайте своего ребёнка! Это ведёт за собой целый набор будущих комплексов и травм, которые далее распространяются не только на его самоощущение, но и на его близких друзей и знакомых. Сейчас дети и родители сталкиваются с очень высокой нагрузкой связанной с современными программами обучения.
Следует всегда помнить о том, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее, чем его оценки.
Проводите больше времени с ребёнком, будьте ласковыми, терпеливыми и заботливыми.
Разговаривайте на различные темы, а не только на тему школы и учебы. У детей очень часто складывается впечатление, что родителям больше ничего не интересно о нём, кроме школы.
Например, можно использовать упражнение «три радости дня». Когда за ужином все члены семьи рассказывают о своих трёх радостях за день, затем все обсуждают это. Такие разговоры сближают и создают доверительную атмосферу.
Радуйтесь его маленьким победам, хвалите. Определите сферы, где можете дать ему больше самостоятельности – например самому собирать учебники или следить за опрятностью школьной формы. Дайте ему возможность ошибаться, это поможет ему развивать самостоятельность и ответственность.
Помните о том, что абсолютно у всех детей, с началом посещения школы падает самооценка. Это нормальное явление. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими, в каких-то вещах он может быть чуть менее успешен, чем его одноклассники и конечно, это будет подтачивать его уверенность.
Не критикуйте своего ребёнка, будьте всегда на его стороне и тогда через время, его внутреннее состояние придёт в норму.