Пребывание дошкольника в детском саду практически у всех родителей связано с тревогой и беспокойством. Любая мама волнуется о благополучии ребенка, когда ее нет рядом, и ожидает обеспечения соответствующих условий: чтобы его физическому и психическому здоровью ничто не угрожало, он был чистым и накормленным, были взрослые, которые будут заботиться о нем и помогать в трудных ситуациях, ему было интересно и он с пользой проводил время, он дружил с другими детьми и его никто не обижал бы, был успешен в делах и на занятиях. И родители стремятся определить малышей в те детские сады, где нет повода для их волнений.
Влияние условий на эмоции ребенка
Созданные благоприятные условия обеспечивают положительное эмоциональное состояние у каждого малыша и вызывают такие переживания, как чувства комфорта, спокойствия, защищенности, радости, удовольствия. Когда в наличии комплекс положительных эмоций, такое состояние ребенка и называют эмоциональным благополучием.
На нем основываются: реагирование ребенка на происходящее с ним; отношение к окружающему миру; отношения с родителями, сверстниками и воспитателями. Оно благотворно влияет на развитие ребенка, становление его личности, формирование познавательной сферы, овладение своим поведением и деятельностью. В противном случае — случае эмоционального неблагополучия — дети становятся капризными, тревожными, агрессивными, нередко проявляют упрямство. Их общение со взрослыми и сверстниками часто носит конфликтный характер.
Не секрет, что все дети разные, и, соответственно, обеспечить каждому малышу условия для того, чтобы он ощущал себя эмоционально благополучно, чрезвычайно сложно. От чего это зависит, пытаются дать ответы педагоги и психологи.
Факторы, определяющие качество пребывания ребенка в детском саду
Несомненно, значимым взрослым для ребенка (и его родителей) в детском саду становится воспитатель. Знающий профессионал, понимающий дошкольника и его потребности, способный понимать его чувства и эмоциональное состояние, причины определенного поведения; владеющий средствами и способами продуктивного и эффективного взаимодействия, — ключевое условие обеспечения эмоционального благополучия каждого воспитанника дошкольной группы.
Но, как показывает психолого-педагогическая наука, есть еще ряд факторов, которые определяют качество пребывания ребенка в детском саду и влияют на его эмоциональное благополучие.
Тип нервной системы и темперамент
Во-первых, это тип нервной системы, темперамент и определенные особенности проявления эмоций в различных ситуациях, которые даны ребенку с рождения. Так, если у дошкольника выраженный холерический тип темперамента, то для него характерны резкость, порывистость, вспыльчивость, нетерпеливость.
Известно, что холерики подвержены эмоциональным срывам. Но при этом человек с таким типом нервной системы обладает и рядом сильных позитивных сторон и качеств. Поэтому педагог-профессионал, который знает особенности людей с различными типами темперамента и понимает их потребности и возможности, сможет подобрать нужную тактику взаимодействия с ним для обеспечения эмоционального благополучия.
Различные нарушения развития
Во-вторых, это различные нарушения развития ребенка. В настоящее время дети с определенными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются и воспитываются с дошкольниками, которых называют нормотипичными. Происходит это в тех случаях, когда дети с ОВЗ могут социализироваться в группе сверстников.
Современные воспитатели в детских садах постоянно осваивают дополнительные компетенции, чтобы быть способными обеспечить для всех детей благоприятные условия развития и, соответственно, эмоциональное благополучие каждого. И здесь очень важно сотрудничество родителей с педагогами.
Детско-родительские отношения
А вот в качестве третьего наиболее значимого фактора ученые выделяют детско-родительские отношения. Отношения, которые складываются между родителями и ребенком — тот фактор эмоционального благополучия, который практически не зависит от компетенций и усилий только воспитателей.
С самого рождения именно родители являются «проводниками» малыша в этот мир. Взаимодействие детей в семье со значимыми взрослыми (мама, папа) является источником детского развития, формирования их привычек и образцов поведения, примером отношения к окружающим людям. Известно, что у совсем маленького ребенка возникает привязанность к матери, которая сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Как утверждает и доказывает наука, привязанность «обеспечивает эмоциональную стабильность и помогает малышу адаптироваться к окружающему миру».
Но эта взаимосвязь может быть различной. Так, например, нередко у современных мам возникает гиперпривязанность, если они чрезмерно опекают ребенка. Такой тип взаимодействия приводит к тому, что малыш становится несамостоятельным, тревожным, замкнутым, неуверенным в себе, зависимым от матери. Безусловно, такому ребенку будет чрезвычайно сложно не только в детском саду, но и в жизни. И даже педагог высочайшего класса не сможет в полной мере обеспечить такому ребенку эмоциональное благополучие в дошкольной группе.
Кроме того, сложности в создании эмоционального благополучия возникнут, если ребенок из семьи, где взаимоотношения с ним строятся, например, в разрешающем (снисходительном) стиле. Как правило, для таких детей свойственно плохо управляемое поведение в группе, проявления агрессии и эгоизма, что явно не способствует построению позитивных отношений со сверстниками и педагогом.
Поэтому если родители озабочены тем, чтобы их малышу было комфортно в детском саду, чтобы он был эмоционально благополучен в нем, то надо не только подыскивать воспитателя, но и честно и ответственно отнестись к тому, как в семье выстроены отношения с ребенком.
Эмоциональное благополучие дошкольника связано с тем, какой опыт он приобрел в семье — в общении с мамой и папой.