Почему дети становятся агрессивными в речи?

Возрастные кризисы:
В определенные периоды развития дети проходят через так называемые возрастные кризисы. Например, кризис трех лет характеризуется стремлением к самостоятельности и может сопровождаться негативизмом и упрямством.
Психолог А.А. Шавырина отмечает, что в этом возрасте дети часто проявляют протестные реакции, что является нормальной стадией их развития.

Семейная модель поведения:
Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если в семье принято общаться на повышенных тонах или с использованием грубых выражений, ребенок будет считать такое поведение нормой. Многочисленные исследования показывают, что агрессивные дети часто выходят из семей, где наблюдаются агрессивные взаимоотношения.

Низкая способность к самоконтролю:
Подростки часто импульсивны и могут не осознавать последствий своих слов.
Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что недостаток навыков саморегуляции может приводить к агрессивным реакциям в общении.

Дефицит внимания:
Недостаток родительского внимания может привести к тому, что ребенок использует грубость как способ привлечь к себе интерес. Психолог Надежда Георгиева подчеркивает, что дети, испытывающие дефицит внимания, часто используют грубое поведение для его компенсации.

Как реагировать на грубость, чтобы сохранить уважение и не дать ей закрепиться?
Установление четких границ: Важно определить допустимые и недопустимые формы поведения. Психолог А.И. Рохкина рекомендует обсудить с ребенком правила общения и убедиться, что он их правильно понял.

Спокойная реакция: Реагируйте на грубость без криков и наказаний. Психолог Владимир Ромек советует сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации, что поможет ребенку понять неприемлемость такого поведения.

Выражение своих чувств:
Сообщайте ребенку о своих эмоциях, вызванных его поведением. Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует использовать «я-высказывания», например: «Мне неприятно, когда ты говоришь со мной таким тоном».

Поощрение положительного поведения: Обращайте внимание на моменты, когда ребенок ведет себя уважительно и вежливо, и поощряйте его за это. Положительное подкрепление способствует закреплению желаемого поведения. Пример: “Мне так приятно, что сегодня ты ни разу никому не нагрубил. Попробуешь завтра так же?”.

Личный пример: Дети подражают взрослым. Психолог А.А. Шавырина подчеркивает, что демонстрация уважительного и вежливого общения в семье способствует формированию у ребенка соответствующих моделей поведения.

Понимание причин грубого поведения и применение конструктивных методов реагирования помогут наладить доверительные отношения с ребенком и предотвратить закрепление негативных моделей общения.